Шумоизоляция автомобиля своими руками
Комфортная езда на автомобиле состоит из нескольких слагаемых. В их состав, помимо прочего, входят низкий уровень проникновения в салон машины посторонних шумов и отсутствие различных внутренних «сверчков».
В любом автомобиле, даже в только что сошедшем с конвейера, слышны звуки работающего двигателя, шуршание покрышек по асфальту или другому дорожному покрытию, шумы от ветрового и звукового потока, который создается двигающимся попутно или навстречу транспортом.
Для снижения шумового дискомфорта в автомобиль еще на заводе устанавливается штатная шумоизоляция. Но она не всегда справляется с поставленной задачей настолько, насколько бы хотелось каждому водителю.
Исключением считаются только премиум-модели авто, в них посторонние звуки практически не слышны. А чем бюджетнее транспортное средство, тем выше процент проникающих извне децибелов. Что вполне объяснимо высокой стоимостью использования высококачественной шумоизоляции, в экономклассе она составляет около 10 % от цены самого авто. И чем дешевле машина, тем хуже в ней обстоят дела со звукоизоляцией.
Кроме того, на уровень шумоизоляции влияет и возраст авто. Чем оно старше, тем этот уровень ниже, тем больше в салон проникает различных звуков с улицы, да еще добавляются дребезжание и скрипы, от которых в процессе езды устает не только водитель, но и пассажиры.
Вы, наверное, замечали, что в некоторых авто приходится громко разговаривать друг с другом и слушать громкую музыку. И это не стиль поведения автовладельца, а необходимость, которая хоть как-то повышает комфорт. Но на самом деле единственное решение данной проблемы – дополнительная шумоизоляция автомобиля, которую можно сделать без обращения в автосервис, своими руками.
Дополнительная шумоизоляция авто: что вы получаете в результате?
Помимо того что вы избавите салон машины от шумового загрязнения, после установки специальных антивибрационных и поглощающих звуки материалов вы получите:
- акустический комфорт от прослушивания музыки;
- повышение теплоизоляционных характеристик авто: летом салон будет медленнее нагреваться, а на холоде – долго не остывать;
- дополнительную антикоррозийную обработку и, значит, усиленную защиту от ржавчины;
- отсутствие внутренних «сверчков», которые обычно появляются со временем в каждом автомобиле в результате вибрации.
Конечно, после шумоизоляционной обработки ваша машина может стать на 50 кг тяжелее, в результате чего немного повысится расход топлива. Но эти минусы по сравнению с полученным комфортом, в принципе, ничто. Ведь в итоге вы получите сравнительно тихий салон и спокойную среду для выполнения водительских функций.
Источники шумов в автомобиле
Все звуки, появляющиеся в салоне транспортного средства, условно можно разделить на внутренние и внешние. Источниками внешних акустических эффектов являются двигатель, трансмиссия, покрышки, ходовая часть, аэродинамические потоки.
Источниками внутренних шумов становятся пластмассовые детали, из которых выполнены приборная панель, защитный кожух КПП, технические ящички для хранения различных мелочей и отделка салона, а также стеклоподъемники и металлические панели кузова.
Для получения полноценного эффекта выполняют комплексную многослойную обработку специальными материалами практически всех кузовных элементов, включая двери, пол, капот, потолок, багажный отсек, колесные арки, моторный щит. Также шумоизоляция прокладывается под панелями салона.
Довольно часто прибегают и к частичному варианту, при котором обрабатываются спецматериалами только те элементы кузова и составляющие интерьера автомобиля, которые наиболее сильно подвержены влиянию различных вибраций.
Но к какому бы варианту вы ни решили прибегнуть, прежде необходимо устранить конструкционные недостатки в трансмиссии, выхлопной системе, ходовой части, двигателе, в салоне, которые возникают со временем в любом автомобиле.
Шумоизоляция автомобиля своими руками: какие материалы использовать?
Технологический процесс обесшумливания автомобиля предполагает последовательную обработку источников шума несколькими слоями материалов различного назначения. Среди разнообразия предложений принято различать несколько категорий.
1. Вибродемпферы, или виброизоляционные материалы, которые наносятся первым слоем и призваны гасить вибрацию за счет уменьшения амплитуд колебания элементов из металла и пластика. В ряде задач также снижение уровня структурных шумов.
Материалы изготовлены на основе высококачественных битумов, бутилированных мастик и вспененных каучуков. Имеют классификацию по коэффициенту механических потерь, наиболее эффективными считаются тяжелые и толстые модели.
Главной особенностью является наличие клеевого монтажного слоя и антикоррозийные герметизирующие свойства.
В состав категории вибродемпферов входят:
- мастичные и битумные бимасты, обладающие наивысшим показателем КПМ. Это материалы с тканевым, бумажным или алюминиевым покрытием, предназначенные для обработки колесных арок, зоны над глушителем, переднего щитка;
- самоклеящиеся композиции (вибропласты) – полимерные материалы различной толщины на фольге. Не нуждаются в предварительном разогреве, ими обрабатывают капот, крышку багажника, крышу, двери, пол салона, боковые панели кузова;
- самоклеящиеся композиции, требующие предварительного подогрева (визомат), – для шумообработки различных металлических элементов.
2. Шумогасители. Они наносятся вторым слоем и служат поглотителями звуковых волн воздушной среды. Выполнены на вспененной полиэтиленовой основе с фольгированной пленкой с одной стороны. Как правило, имеют клеевой слой и не нуждаются в подогреве. В ряд шумогасителей входят:
- Битопласт и его улучшенная версия Бипласт, а также Акцент. Толщина материалов – от 5 до 15 мм. Предназначены для обработки пластиковых элементов, капотной и багажной крышек, перегородок моторного отсека. Обладают не только шумопоглощающими, но и звукоотражающими и теплоизоляционными свойствами;
- Изотон – это самый популярный среди автолюбителей шумогаситель, состоящий из звукопрозрачной лавсановой металлизированной пленки, эластичного пенополиуретана, клеевого монтажного и защитного антиадгезионного слоя. Используется для улучшения акустического качества салона, с целью снижения уровня шума от подвески, трансмиссии, двигателя, удаления «сверчков» и в качестве антикоррозионной защиты металлических поверхностей.
3. Звуко-, теплоотражатели. Их наносят поверх шумопоглотителей или на наружные кузовные поверхности. Данная категория включает следующие материалы:
- Сплен – рекомендован для оклейки салона, колесных арок, дверей и щита передка;
- Вибротон – прекрасная защита от вибраций, представляет собой битумную композицию с пенополиэтиленом. Характеризуется отличными звукоизоляционными и теплоизоляционными свойствами.
4. Антискрип – прокладочные материалы для устранения звуков, возникающих от трения пластмассовых или металлических элементов авто. Чаще всего ими обрабатываются межэлементные стыки, в частности в приборной панели.
5. Жидкие композиции шумовиброизоляции. Данные составы подходят для наружной обработки кузова. То есть там, где использование клеевых материалов неуместно. Мастичными жидкими составами покрывают снаружи арки авто и его днище, таким образом еще обеспечивая дополнительную антикоррозионную защиту.
Шумоизоляция авто своими руками: технология работ
Как тюнинг-эксперты, мы рекомендуем проводить шумоизоляционные работы в теплом помещении, поскольку процесс этот трудоемкий и займет не одну неделю. Причем в гараже должна быть смотровая яма или подъемник – для удобства и эффективности обработки днища. Непосредственно перед началом отделки необходимо провести тщательную уборку в салоне и помыть автомобиль. При выполнении работ вам не обойтись без строительного фена, острых ножниц, ножа, уайт-спирита в качестве обезжиривателя, метровой линейки, рулетки, маркера и прикаточного ролика.
Шумоизоляция дверей
Начинать обесшумливать свой автомобиль следует с передних и задних дверей. Для этого нужно:
- демонтировать двери, аккуратно избавить их от внешней обшивки. Механизмы стеклоподъемника и открывания не снимать;
- очистить поверхности от штатной «шумки», обработать уайт-спиритом;
- отмерить необходимое количество вибродемпфера и обклеить им внутренние стороны каждой из дверей, прижимая плотно к поверхностям при помощи прикатного валика. Как показывает практика, лучший результат достигается при наибольшей площади покрытия;
- для повышения качества звучания динамиков, которые обычно монтируются в дверях, рекомендуется наклеить круги из Битопласта на внутренней стороне конструкции напротив каждого акустического элемента;
- на внутренней стороне дверной конструкции заклейте все технологические отверстия, после чего не забудьте проверить работу стеклоподъемника и механизма открывания;
- на внешнюю сторону внутренней части двери, на которую непосредственно устанавливается обшивка, следует наклеить Акцент целым полотном, сделав потом под все отверстия и механизмы соответствующие отверстия и прорези;
- перед установкой на место на обшивку наклеить кусочки вибродемпфера, затем обклеить все еще слоем Битопласта большего, чем нужно, размера (он послужит вибропоглотителем) и проклеить все стыки герметиком;
- установить обратно двери.
Обесшумливание пола своими руками
Это один из самых трудоемких и времязатратных этапов, так как предполагает внешнюю и внутреннюю обработку днища. Для это потребуется:
- снять сиденья, панели, коврики, все элементы крепления «ковра» и обшивку;
- очистить и обезжирить поверхности;
- с помощью упаковочной или другой плотной бумаги изготовить лекала, по которым выкроить шумоизолирующий материал;
- днище изнутри обработать антикоррозионным составом;
- первым слоем наклеить вибродемпфер (понадобится строительный фен), затем «шумку». При этом технологические отверстия и провода заклеивать не следует;
- установить обратно сиденья, панели, обшивку, крепления и коврики;
- очистить и обезжирить днище снаружи (можно сделать это на смотровой яме или эстакаде);
- покрыть днище жидким шумоизоляционным материалом.
Изоляция от шума потолка своими руками
Технология аналогична шумоизоляции пола, состоит из следующих этапов:
- демонтаж потолка. Необходимо строго следовать инструкции, чтобы ничего не повредить. Самостоятельно выполнить данную работу довольно сложно, нужен помощник;
- демонтаж заводской «шумки», очистка и обезжиривание поверхностей;
- установка слоя виброизоляции и слоя шумопоглотителя. Рекомендуется покрыть более 70 % потолочной площади;
- монтаж обшивки с проклейкой кромок маделином (герметиком).
Отделка капота
Чем больше «лошадок» в двигателе вашего авто, тем больше от него шума в салоне. Согласно утверждениям опытных автовладельцев, полная обработка капота позволит сделать движок абсолютно бесшумным на холостом ходу и достаточно тихим – при оборотах свыше трех тысяч. Процесс шумоизоляции включает:
- проклейку ячеек между каркасом жесткости кусочками вибродемпфера идентичных размеров и формы;
- установку фольгированного сплена поверх вибропоглотителя;
- обработку Бимастом и спленом крыльев автомобиля и салонной перегородки в подкапотном пространстве с предварительным демонтажем аккумулятора и других легкоснимаемых узлов и агрегатов;
- обратную установку АКБ и снятых узлов.
Обработка колесных арок
Наиболее популярным и эффективным способом шумоизоляции арочных поверхностей является наружная отделка. Для этого следует:
- снять подкрылки, почистить детали от грязи и пыли, обезжирить;
- наклеить на поверхности арок и наружных подкрылков вибродемпфер;
- отделать поверх слоем фольгированного сплена;
- установить обратно подкрылки.
Как говорилось выше, процесс шумоизоляции достаточно трудоемок и времязатратен. Если его выполнять самостоятельно и одному, то он может затянуться на несколько недель. Если же вы не хотите весь отпуск и выходные провести в гараже и желаете получить действительно качественный результат, доверьте процедуру шумоизоляции авто специалистам. В нашем автосервисе, над Вашей машиной будет работать команда профессионалов, что обеспечит выполнение заказа в максимально короткие сроки и гарантию высокого качества. Работаем в Москве.